Нам не помнить об этом нельзя
Уважаемые читатели, вот и прошли самые длинные в году выходные. В новогодние каникулы многие клетнянцы любят бывать на экскурсиях в Санкт-Петербурге, одном из самых красивых городов России. Со мной согласятся все, кто там побывал, в том, что город восхищает своей благородностью, поражает размахом и роскошью. Навсегда он войдет в историю и как Город-герой, город-победитель. Посещая знаменитый на весь мир своими шедеврами Эрмитаж, прекрасные дворцы, любуясь неповторимыми архитектурными строениями, мы поражаемся гением человеческого ума и рук.
Но есть в Санкт-Петербурге место, не менее знаковое и посещаемое. Сюда приходят с цветами, игрушками, конфетами и сухарями — это Пискаревское кладбище. Люди идут, чтобы почтить память погибших в блокаду Ленинграда от зверств фашизма. На территории некрополя 186 братских могил, в которых похоронено более 470 тысяч ленинградцев. Эти люди отдали свои жизни, чтобы их потомки могли жить.
В этом году 27 января исполняется 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда. 30 августа 1941 года город оказался в «клещах» фашистского окружения. Тяжелейшие испытания, продолжавшиеся 900 дней, выпали на долю его жителей. Осаждённый Ленинград остался практически без запасов продовольствия и воды. И только переправа продуктов через воздух и Ладожское озеро спасали горожан от голодной смерти.
И хотя это историческое событие на слуху, многие ли из нас, особенно подрастающие поколения, могут прочувствовать то, что подразумевается под выражением «блокада Ленинграда»? Время отдаляет нас от тех страшных дней, каждый испытывает потрясение от прочитанных и услышанных фактов о зверствах фашистов. Но, конечно, это несравнимо с болью тех, кто пережил это трагическое время в городе на Неве.
В свое время меня поразило выступление пережившего блокаду знаменитого писателя Даниила Гранина в бундестаге на торжественной церемонии в память о жертвах нацизма. Он приехал в Германию сказать свое слово солдата, слово правды. «Начались бедствия блокады… Уже в ноябре катастрофически начали сокращать норму выдачи. Хлеба давали рабочим 250 граммов, а служащим и детям — 125 г. Это ломтик хлеба, некачественного, пополам с целлюлозой и с дурандой и прочими примесями. Бомбили ежедневно. Горели дома… Но люди продолжали работать…
Люди быстро тощали, становились дистрофиками и умирали. За 25 дней декабря умерли 40 тысяч человек. В феврале уже от голода умирали ежедневно 3000 горожан. В декабре люди в дневниках писали: «Господи, дожить бы до травы, когда появится зеленая трава». Всего в городе умерло примерно 1 миллион человек от голода…Смерть начала участвовать безмолвно и тихо в войне, заставляя этот город сдаться».
Слушая выступление Д. Гранина, казалось, что люди, собравшиеся в здании, именуемом до 1945 года рейхстагом, в том здании, которое взяли штурмом советские солдаты в мае 1945 года, не дышали. Как было сказано, «в зале стояла пронзительная тишина».
Патриарх нашей литературы говорил, как он и белорусский писатель Адамович опрашивали уцелевших блокадников уже 35 лет спустя после войны. «Там были поразительные беспощадные откровения. У матери умирает ребенок, ему 3 года. Мать кладет труп между окон — это зима. И каждый день отрезает по кусочку, чтобы кормить дочь. Спасти хотя бы дочь…Дочь не знала подробности, ей было 12 лет, а мать все знала. Не позволила себе умереть и сойти с ума. Эта дочь уже выросла, я с ней разговаривал. Тогда она не знала, чем ее кормят. А спустя годы после войны узнала».
Невозможно представить, каково это, преодолевая голод, холод, страх, держаться из последних сил и продолжать работать, продолжать жить… Дети не ведали, что такое настоящее детство. С юных лет они уже работали на заводах, собирали оружие, чтобы отправить его на фронт. Каждый помогал Советской армии, как только мог. И выживал, как мог, и помогал выживать, как мог. Когда хочется жить, человек вынужден идти на крайние меры. И никто неподсуден. Так говорил Даниил Гранин, человек, проживший почти целый век на этом свете, видавший виды, и чувствовалось, как невыносимо трудно было об этом вспоминать.
Сегодня нацизм вновь поднимает голову. На Украине, в прибалтийских странах, в Европе идет процесс переписывания истории Второй мировой войны. Советская армия, освободившая не только свою страну, но и народы многих стран Европы от ига нацистов, сегодня изображается политиками и учителями в этих странах как «оккупационная армия», а к тем, кто воевал против русских в составе дивизий СС, относятся как к «национальным героям», тем самым преподнося молодому поколению искаженное понимание человеческих ценностей.
Нельзя допустить, чтобы наши дети и внуки вновь стали жертвами нацизма. Поэтому уверена, что в юбилейный год снятия блокады Ленинграда, мы должны говорить о подвиге дедов и прадедов в борьбе с фашистами, в том числе и тех, кто стоял на защите Ленинграда. Пусть в наших сердцах живет гордость историей нашей Родины и чувство береженого отношения к памяти о тех, кому пришлось пережить самую кровопролитную осаду в истории человечества!
Анна Санникова