Пятерых сыновей подарила судьба
На фоне молодых прекрасно сложенных мужественных сынов невысокого росточка женщина с собранными непослушными вьющимися волосами кажется такой маленькой и беззащитной. Но ее, самую родную и любимую мамочку, взрослые сыновья никогда и никому не дадут в обиду.
Подвиг. Какое высокое слово. Совершить его — значит, оказавшись на поле сражения, проявить отвагу, мужество и доблесть, быть удостоенным медали или даже ордена. Но есть подвиг иного ранга, высший, не предполагающий наград и не поддающийся измерению земными величинами. Это родить и воспитать достойных детей. Его совершила наша землячка, жительница деревни Павлинки Тамара Николаевна Бобкова. Радость и тревогу матери за своих пятерых сыновей вряд ли можно передать словами. Также как и ничто не может сравниться с ощущением счастья, когда тебя обнимают сразу пять пар крепких любящих сыновних рук, когда дороже всех сокровищ на свете улыбки родных уже взрослых детей и греющие вниманием даже за тысячи километров от родного дома сказанные в телефонную трубку басом слова: «Мамуль, мы тебя любим. Ты у нас лучшая!».
На фоне молодых прекрасно сложенных мужественных сынов невысокого росточка женщина с собранными непослушными вьющимися волосами кажется такой маленькой и беззащитной. Но ее, самую родную и любимую мамочку, взрослые сыновья никогда и никому не дадут в обиду. Настоящими мужчинами вырастили супруги Тамара Николаевна и Анатолий Гаврилович Бобковы своих пятерых мальчишек. Учили детей, пожалуй, главному – быть дружными, всегда приходить ближнему на выручку, ценить семью и любить Родину.
Здесь пахнет теплым хлебом и добром
Белоснежные, бордовые, фиолетовые — за окном две недели как хозяйничает ноябрь, а в палисадниках трудолюбивых павлинцев еще горят смелые хризантемы и рдеют под скупыми лучами солнца сентябринки. Многолетники отчаянно стряхивают со своих пушистых соцветий капли дождя и под окнами дома Тамары Николаевны. В небе, делая над деревней один круг за другим, прощаются с родными местами дикие гуси.
— Вот и еще один год на исходе, — с грустью, проводив взглядом птичью стаю, отметила вышедшая встретить нас хозяюшка. Пронизывающий ветер заставил поторопиться в дом, наполненный душевной теплотой, запахом румянящегося в духовке домашнего хлеба. Его женщина печет всегда, когда на пороге гости. Вот и сегодня добродушные хозяева с раннего утра готовились к приезду корреспондента местной газеты. На плите закипает чайник, на столе манит своим ароматом домашнее малиновое варенье. Будем пить чай, приглашает к столу Тамара Николаевна.
Все это наша семья!
Гостеприимная хозяюшка проводит в гостиную. Всю стену над диваном занимают фотографии большой и дружной семьи Бобковых. На почетном месте – у икон – черно-белые портреты героев Великой Отечественной.
— Это наш Иван Никитьевич, мамин отец. Он погиб в войну на Украине. А это Гавриил Яковлевич, отец мужа, — указывает на фотографию рассказчица. — Ох уж и пришлось повоевать ему: был танкистом, дошел с боями до Берлина, несколько раз был ранен, награжден орденом Красной Звезды. Левее — фотокарточка Алексея Максимовича. Войну он прошел солдатом, имел ранения. На 9 Мая мы снимаем портреты, чтобы вместе с земляками с гордостью пронести фото героев в «Бессмертном полку». Это очень добрая, правильная и дорогая для нас традиция.
В самом центре на аккуратно обрамленной рамкой цветной фотографии обнявшись по-братски, запечатлены пятеро сыновей Тамары Николаевны и Анатолия Гавриловича: Александр, Дмитрий, Игорь, Сергей и Андрей. Такие молодые, такие красивые. Смотришь на их мужественные лица, карие глаза с добрым прищуром и понимаешь — вот они настоящие русские богатыри, материнская гордость! Не так часто собирается вся семья вместе, оттого так дороги материнскому сердцу эти фотоснимки. На них ее мальчишки кажутся беззаботными, счастливыми.
Храни вас Бог, мои родные!
— Нам с мужем никогда не было стыдно за сыновей, — начала рассказ многодетная мать. — Старший Александр живет с нами, средний сын Сергей обустраивает дом в Лутне. Это наши главные помощники, потому что рядом. Дмитрий и Игорь связали свою жизнь с военным делом. На двоих у них уже более сорока лет службы на защите Отечества. Оба служили в Таманской дивизии танкистами. От командования было приятно получать благодарности за достойное воспитание сыновей. После срочной службы они заключили свой первый контракт. Конечно, боялась за своих мальчишек, молилась за них, ждала. Они в командировке в Сирии, а я у икон прошу Богородицу только об одном — хранить сынов. Моего Игоря за проявленные смелость и мужество наградили сирийским орденом. Оба — старшие прапорщики. Дмитрий сейчас в Белгороде, на границе, Игорь недавно приезжал в отпуск. Похудевший, с первой сединой. Смотрела на сына, участника спецоперации, и понимала, что на фронте нашим ребятам очень трудно. Лишь однажды он скупо рассказал, как нацисты бесчеловечно расстреляли медицинский автомобиль с красным крестом, перевозивший наших раненых солдат. «Победа будет за нами, и фашизм на Украине будет уничтожен», — сказал сын. Сегодня он опять в рядах наших защитников.
Андрея мобилизовали 24 сентября прошлого года. За плечами парня была служба в войсках ПВО в Волгограде. Долгие месяцы стали для меня нелегким испытанием. Андрей сначала был на передовой, а теперь служит в медицинском отряде спецназначения, доставляет в военные госпитали медоборудование, которое помогает врачам спасать жизни военнослужащим, вывозит с передовой тяжелораненых.
С тех пор, как началась спецоперация, — продолжает Тамара Николаевна, — я каждый день молюсь за сыновей и всех наших ребят, которые сейчас за ленточкой. Как я, простая женщина, могу им помочь? Пеку хлеб, передаю домашнее сало.
Тревога стихает, когда дети приезжают в отпуск, и дом снова наполняется радостью. Они редко рассказывают о службе, потому что знают, что буду переживать. Помню, когда сын привез фотографию, на которой запечатлен с боевыми друзьями в Кременной, я не сдержалась и заплакала. В этом населенном пункте такие страшные военные действия шли, показывали по новостям, а я не знала, что здесь был и он. Не забуду то чувство гордости и беспокойства, когда крепкими руками он обнял меня и серьезно сказал: «Мам, если бы мы не начали спецоперацию, тяжелые бои были бы здесь, на нашей земле, нацисты были готовы начать свой варварский замысел. Мы там бережем вас. Тебя с отцом. Не плачь, все у нас будет хорошо».
Мамуль, ты у нас лучшая!
В коротких звонках родным мальчишкам она не подает вида, что волнуется за них, говорит, что ждет, что соскучилась, а у самой глаза на мокром месте. Взрослые сыновья, конечно, чувствуют это, поэтому стараются успокоить маму. Вот и в это утро она набирает номера своих защитников, чтобы услышать их голоса. В какие часы звонить можно – знает наизусть. На том конце долгожданный голос Сергея ласково желает матери доброго утра, спрашивает о здоровье и сообщает радостную весть – в конце месяца получится побывать дома. Прошу у Тамары Николаевны трубку, представляюсь и спрашиваю: «Какая у вас мама?» И в ту же секунду без раздумий получаю ответ: «Лучшая, самая лучшая. Дай Бог ей долгие годы». Дмитрий, услышав в трубке такой же вопрос, сказал, что за минутку не получится рассказать. Как минимум, нужно несколько часов. Но, не сговариваясь с братом, попросил отметить, что у него лучшая мама на свете.
Услышала Тамара Николаевна родные в трубке голоса, и слезы волнения остановились в морщинках вокруг глаз, женщина повеселела. Что нужно матери для счастья? Знать, что у ее ребенка все хорошо. С Божьей помощью и материнской молитвой сложится день у сыновей. Вот так и устроена жизнь: сколько бы человеку ни было лет — пять или пятьдесят — ему всегда нужна забота матери, ее доброта, ее участие, ее ласковый взгляд. И чем больше любовь к матери, тем радостней и светлей ее жизнь.
Счастье матери — в радости за успехи ее детей
Тамара Николаевна рассказывает о своих сыновьях, и ее глаза горят теплотой. Вырастить и воспитать не одного и даже не двоих, а пятерых достойных мужчин, которыми по праву гордятся и родители, и общество, — разве это не настоящий подвиг?! В аккуратно сложенной папке хранятся многочисленные благодарности и грамоты от командования. В них – слова признательности командиров им — родителям военнослужащих — Тамаре Николаевне и Анатолию Гавриловичу Бобковым за достойное воспитание сыновей. Здесь же награды парней.
А в чем же секрет такого воспитания, стараюсь выведать у семейной пары.
-Да нет никакого секрета, — с доброй улыбкой говорит женщина. – Работали с мужем всю жизнь. Я — на почте, потом на ферме, муж — трактористом. Так и прожили вместе без малого полвека. Как и в каждой семье, были и тяжелые времена, которые вынуждали нас беречь каждую копеечку, но мы справлялись. Мальчишки старательно учились в школе, а после уроков во всем нам помогали: и грядки, бывало, прополют, и воды наносят, и коров встретят. Приду уставшая, обниму ребят своих, похвалю. Не по науке воспитывали, а сердцем, как чувствовали. Не заметила, как повзрослели мои парни, а сегодня у меня уже трое внуков.
Нет ничего дороже и для 87-летней Варвары Ивановны встреч с внуками и правнуками, которых она любит больше жизни. Вместе с дочерью Тамарой бабушка Варя просит Бога, чтобы солдаты вернулись домой живыми.
Глядела я на этих мудрых женщин и удивлялась тому, что ни переживания, ни тяжелая деревенская жизнь не сделали их души черствыми. Они открыты, доброжелательны, отзывчивы на чужую боль. В большой и дружной семье Бобковых живет любовь, взаимоуважение и гордость за сыновей.