Клетнянцы простились с земляком-героем Василием Самохваловым, погибшим в ходе СВО
По улице Мира в скорбном молчании нескончаемым людским потоком движется траурная процессия, медные трубы военного духового оркестра доносят до жителей Клетни трагическую весть — ещё один сын Отечества шагнул в бессмертие.
В последний путь клетнянцы провожали земляка-героя Василия Александровича Самохвалова, погибшего в зоне проведения специальной военной операции. Солдат России пал на поле сражения героически, защищая интересы Отчизны, остался верен воинской присяге и Родине до конца. От невосполнимой потери несказанно горько матери Галине Ивановне, брату Ивану, родным. В тяжелую минуту весь район скорбит вместе с семьей военнослужащего.
Настоящий, порядочный, жизнерадостный, с большим добрым сердцем, всегда готовый прийти на выручку, был человеком слова. Таким запомним мы Василия Самохвалова. Сердце отважного клетнянского воина перестало биться 4 марта 2024 года. 8 апреля ему исполнилось бы 35 лет У мужчины остался 13-летний сын Александр. За героизм и самоотверженность, проявленные в бою, военнослужащий представлен к ордену Мужества посмертно.
Ванюшка и Василёк — два моих крыла
— Я помню, как на пятом месяце беременности опытный врач-гинеколог радостно воскликнул: «Мамочка, отчетливо слышу не одно, а два сердцебиения». Неожиданной, но радостной новостью о двойне осчастливила я мужа Александра. Доктор не ошибся, в апреле родила двух здоровых мальчишек Ванюшку и Василёчка. Оба выучились в Быстрянской школе, оба получили рабочие специальности в местном ПТУ, отслужили в армии. Сегодня они уже взрослые, а вспоминаю, как качала их на руках, целовала детские шишки и синяки, от которых самой было больно, радовалась, что друг за друга ребята горой. Мои сыновья, мои кровиночки, два моих верных крыла, — рассказывает Галина Ивановна, через силу пробуя улыбнуться. Но один ее взгляд на фотографию сына, обрамленную черной атласной лентой, и на заплаканном лице безутешной матери снова слезы. Со снимка с добрым прищуром смотрит молодой мужчина. Нет больше у матери одного крыла, нет сына Василия. Поддержкой и опорой во всем остался Ваня, он обнимает маму и просит держаться. Видимо, кто-то там, наверху, незримой рукой делит воинов на выживших и тех, кому суждено шагнуть в бессмертие. Нам же на земле остается свято чтить имена парней, не пожалевших ни сил, ни себя.
Тот разговор с сыном, когда он озвучил свое решение подписать контракт и отправиться в зону боевых действий сражаться с нацизмом Галина Ивановна помнит по секундам.
— Помню его полный решимости взгляд. От неожиданности у меня подкосились ноги, — делится воспоминаниями мама погибшего. — По глазам сына было понятно, его не переубедить. Виталий Пожиленков, Саша Терентьев, Максим Васильев, Дима Першин — имена отважных храбрых земляков-героев теперь знает весь Клетнянский район. Мой Вася хорошо дружил с парнями, трагические вести об их уходе переживал как личную трагедию. За них хотел отомстить. А еще гордился и хотел быть похожим на своего деда Василия, который прошел всю войну и встретил победный май в Берлине. Когда в моих глазах прочитал страшный вопрос, не дожидаясь, ответил: «Погибну, похорони меня в Каменце, рядом с дедом. Там поют птицы, там красиво, тихо, хорошо».
Перекрестив сына, мать отпустила его, а сама потеряла покой. Все, что не касалось ее родного солдата, теперь стало таким незначительным, неважным. Ни на секунду не расставалась с телефоном – Василек мог позвонить в любой момент дня и ночи. Тревожные дни теперь складывались из коротких телефонных звонков и нечастых сообщений: «жив», «все хорошо», «порядок».
Ранение несерьезное, не волнуйся
«Купянское направление. Разведка. Люблю!» — такое больше похожее на шифр сообщение Василий послал маме, когда после учебки был определён на позицию. Конечно, он не написал родному человеку главного, что его работа — одна из самых опасных: нужно действовать зачастую за линией фронта, наблюдать за вражескими формированиями, вскрывать их местоположение и корректировать огонь артиллерии. «Невидимки» — так называют разведчиков, которые под пологом ночи добывают бесценные сведения. В кромешной тьме нарваться на расставленные украинскими диверсантами мины проще простого. Так осколком взорвавшегося вражеского снаряда и был ранен Василий Самохвалов. Бронежилет и шлем спасли жизнь бойца, но он был серьезно ранен. Подробности о том, что один из осколков основательно «засел» в его спине в паре сантиметров от позвоночника, и медикам белгородского госпиталя пришлось извлекать его ювелирно, боец конечно, не сказал матери. «Мамуль, ранение несерьезное, не волнуйся», — написал сын сразу после операции. Молодой, физически крепкий, наш земляк быстро шел на поправку, хорохорился, что на нем все заживает очень быстро, просил доктора скорейшей выписки, торопился к своим товарищам, ставшим его боевой семьей.
Ваш сын — герой
Последний раз Василий позвонил 13 февраля. Сказал, что их разведгруппа идет на сложное задание, что его не будет неделю, а то и все две, чтобы не волновалась. Шли дни. Телефон молчал. Мать ждала, молилась, гнала черные мысли, а сердце ее ныло. Страшный звонок разорвал гнетущую тишину 4 марта. Звонивший представитель части сообщил страшную весть для матери: Василий погиб как герой. Во время выполнения боевого задания вражеский беспилотник обнаружил позицию наших разведчиков и сбросил взрывчатку. Из-за большой кровопотери Василия Самохвалова спасти не удалось. Ваш сын — герой, примите искренние соболезнования. Голос в трубке еще что-то говорил, но Галина Ивановна уже не помнит, что именно, ее сознание обволок туман. И одна только мысль набатом била по сердцу — это ошибка. Василёк жив.
— Если бы я знала, что тот наш с ним разговор будет последним, — и снова по лицу женщины побежали слезы. Она взяла телефон, стала листать переписку с сыном, остановилась на нескольких коротких видеороликах. На них ее Василий — военный разведчик с позывным Якут улыбается, передает приветы и шлет воздушные поцелуи родным. Молодой, жизнерадостный, живой. Ему всегда будет тридцать четыре.
Свечою памяти горит печаль
Каменец – когда-то большая и красивейшая деревня залита апрельским солнцем. Расплескалась по небосводу синева, белоснежным ковром распустились в окрестностях первоцветы, вот-вот «закипит» буйным цветом черемуха. Василий так любил бывать на малой родине деда. Здесь, на тихом местном погосте, молодой воин и завещал похоронить его.
В тяжелую минуту поддержать близких российского военнослужащего, проститься с героем 9 апреля в Каменец приехали жители со всего нашего района. Участие в траурном митинге приняла первый заместитель директора департамента здравоохранения Брянской области Татьяна Маркина. Слова соболезнования родным и близким, а также благодарность за воспитание сына настоящим патриотом, смелым и бесконечно преданным Родине, произнес первый заместитель главы администрации Клетнянского района Станислав Васькин и глава Мирнинской сельской администрации Михаил Поляков. От всех жителей района представители власти выразили глубочайшие соболезнования родным и близким Василия Самохвалова, пожелали родным душевных сил пережить горе.
Над цинковым гробом воина, как дань особого уважения, был совершен чин сложения Российского государственного флага. Возвестив небо, весь мир и землю о невосполнимой утрате, сложенный особым образом триколор военный комиссар по Дубровскому, Рогнединскому и Клетнянскому районам Андрей Орлов передал на хранение родным погибшего.
Бессмертный подвиг клетнянского солдата собравшиеся почтили минутой молчания. В объятиях тишины в карауле застыли могучие сосны, которые, кажется, в тяжелую минуту тоже скорбели с людьми. Тишину погоста в Каменце, где обрел вечный покой Василий Александрович, разорвал оружейный салют. Покойся с миром, храбрый солдат России. Для победы над нацизмом ты не пожалел ни сил, ни себя. Вечная слава тебе, герой!