Незабытые истории Победы. Как внучка нашла могилу деда-героя на клетнянской земле спустя 80 лет
Герои не умирают, из их дел слагается бессмертие народа
День неизвестного солдата – ещё одно напоминание всем живущим, как велик подвиг павших за Родину.
Безымянный солдат лежит посреди большой России. И нет у него пока ни могилы, ни креста. Над ним только небо – огромное и бескрайнее. Много лет над ним проливаются дожди, ложатся снега и зеленеет трава. Неумолимое время стирает все следы: давно истлела одежда, превратились в прах фотографии близких, лежавшие в кармане гимнастёрки. Но остался медальон, в котором хранится его имя. И солдат ждёт, когда его назовут…
Память поколений передаётся именно так. От отца к сыну, от деда к внуку. Не по школьным учебникам, не по фильмам и книгам. Память не в орденах, она в глазах тех, кто выстоял и защитил свой дом от великой беды. Эта память учит быть благодарными за право на жизнь без войны. Этот долг невозможно оплатить, можно только помнить и нести свою благодарность им, вечно живым от ныне живущих.
Сегодня мы расскажем об удивительном и трогательном событии, о котором в своем письме поведала жительница Саратовской области Ольга Михайловна Бородина. Много лет она искала могилы своих четырех предков: деда и трех его братьев, погибших в жерновах страшной и кровопролитной Великой Отечественной войны.
В очередной День Победы она — в рядах Бессмертного полка с портретами своих дедов. Пристально всматривается в языки трепещущего пламени Вечного огня, в голову приходят мысли, пробирающие до слез: пламя напоминает цвет крови тех, кто пролил ее, защищая свою Родину. Как погибли братья Чуркины? Они остались безымянными в пылу боёв и суматохе времени. Может похоронены с почестями, а может, смешались с землёй под наскоро сколоченным крестом, фанерной пирамидкой со звёздочкой или остались в санитарных захоронениях, в окопах, в бою, сжимая оружие и храня в кармане гимнастёрки письмо от любимых. К Вечному огню Ольга приходит с памятью, скорбью и с благодарностью за Победу и видит в отблесках огня лица своих героев, победителей. «Даже на могилах ваших побывать не смогли. Где их искать?» – в очередной раз подумала она.
И улыбка в наследство
Скудные данные из архивов, старинные фотографии, письмо от сослуживца – вот и все, что осталось Ольге на память о деде и его родителях. Впрочем, нет, она унаследовала еще широкую улыбку своего прадеда Чуркина Андрея Матвеевича.
На единственной фотографии, где прабабушка сидит без тени улыбки на лице, а её муж рядом улыбается, сверкая глазами.
Отец Ольги Бородиной Михаил Чуркин долго занимался поисками сведений о своем отце и его братьях. На все многочисленные попытки узнать хоть что-то о боевом пути предков приходили лишь сухие отписки: «в списках не значится», «сведений нет», «не учтен».
К сожалению, Ольга тоже так и не смогла найти сведений о дедушке, но на сайте Минбороны «Память народа» из документа — письма от воевавшего в клетнянских лесах партизана Захара Черногубовского она узнала о том, что родной дядя ее отца Павел Андреевич Чуркин погиб 7 января 1942 года, когда стоял на посту, охраняя на дальних подступах лагерь Клетнянского партизанского отряда. Там же, на месте разрушенной карателями штабной землянки, он и был похоронен. Она снова взялась за поиски. Позвонила в Клетнянский краеведческий музей. Директор Елена Гапонова перенаправила Ольгу к известному краеведу Валентину Леонидовичу Немцову. Память о суровом военном времени, партизанском движении стала основой для многих творческих замыслов этого хранителя истории клетнянской земли. Он сразу откликнулся на просьбу женщины и в короткий срок сообщил ей о том, что упоминание о ее дяде есть в книге Семёнова «Шумел сурово брянский лес», и выслал копию страниц книги с рассказом о гибели и похоронах Чуркина Павла. Тщательное изучение архивных документов и опубликованных воспоминаний бывших партизан помогло Валентину Немцову установить, где в то время находился штаб клетнянского партизанского отряда.
На этом месте установлена отреставрированная партизанская землянка, которая находится на территории бывшего центрального партизанского лагеря, объявленного памятником ВОВ. У Ольги Михайловны появилась мечта побывать в прославленных местах на месте гибели и месте захоронения героя. В начале мая женщина отправилась в путь из Саратова, где сейчас живет, в Клетню. Трудно передать переполнявшие женщину волнение, растерянность, скорбь, когда она побывала на месте гибели родственника.
Из письма Ольги Михайловны Бородиной
«В Клетне меня радушно встретили Валентин Леонидович Немцов со своей женой Анной Васильевной и поселили в деревне Роща — «родовом имении» Валентина Леонидовича. А дальше – рассказы и показы до глубокой ночи. Но два поезда дали себя знать. Уснула, сидя на стуле. Проснулась от строгого приказа «Всё. Пора спать. Завтра – в лес!». Едем в лес.
По дороге – памятники, которые имеют свою трагическую историю. Дети возлагают цветы. Валентин Леонидович интересно рассказывает о партизанах и их судьбах. По дороге вездеход сломался. Долго чинили.
В результате часть группы (а это дети, внуки и друзья Немцовых) осталась. Едем вчетвером на «Ниве», танки, как известно, грязи не боятся. Постоянно выходим из машины. Остаток пути идём пешком. На месте стоянки отряда Фёдорова (отряд черниговских партизан) делаем остановку. Следы войны невооружённым взглядом увидеть уже трудно. К памятнику и захоронению партизан-фёдоровцев возлагаем цветы. До лагеря отряда клетнянских партизан совсем близко. А вот и штабная землянка, восстановленная потомками, где по документам был похоронен Павел Чуркин. Я думаю, что Павел здесь. Но даже если и в какой-то соседней землянке его похоронили 7 января 1942 года, это уже, наверное, не так и важно. Я на этой земле побывала. Царствие Небесное всем братьям Чуркиным. В подарок получила от Валентина Леонидовича его книгу. Очень была тронута. Спасибо. Утром следующего дня меня
провожали добрые люди, которые стали моими друзьями.
Спасибо вам большое! Спасибо всем, кто так бережно сохраняет память о войне, кто помогает содержать и ремонтировать памятники. А это в лесных условиях очень непростая задача. Спасибо Валентину Леонидовичу за его огромный кропотливый труд. Спасибо всей семье Немцовых, их замечательным друзьям, взрослым и детям, за простоту, отзывчивость и глубокий патриотизм».
Внучка героя, погибшего в боях с фашистскими оккупантами увезла с собой горстку земли с могилы, в которой лежит Павел Чуркин, бывший неизвестный солдат, ставший известным благодаря кропотливой поисковой работе.
Песчинки развеяли на могиле родителей Павла Чуркина в древнем северном селе Карпогоры Пинежского района Архангельской области. Этот сказочный, былинный край, расположенный на Крайнем Севере, был родиной советского солдата, защищавшего нашу клетнянскую землю от коричневой чумы, желающей стереть с лица земли нас и нашу память.
Более 30 лет своей жизни Валентин Леонидович Немцов посвятил поиску и увековечению фамилий воинов, павших на территории нашего района. Благодаря этому на памятниках и обелисках за это время было добавлено более 150 фамилий погибших красноармейцев и партизан. Лейтмотивом этому делу для него стали строчки стихотворения поэта-фронтовика Михаила Дудина «У могилы неизвестного солдата».
Я всей жизнью своей виноват
И останусь всегда виноватым
В том, что стал
неизвестный солдат
Навсегда неизвестным солдатом.
И, в сознании этой вины
Собирая последние силы,
Я стою у старинной стены,
У его беспощадной могилы.
И гудят надо мной времена
Дикой страсти войны и разрухи.
И погибших солдат имена
Произносят святые старухи.
Чудо жизни хранят на земле
Смертным подвигом
честные люди.
Но грядущее мира — во мгле.
Но печальная память- в остуде.
И тоска мою душу гнетет,
И осенние никнут растенья,
И по мрамору листья метет
Оскорбительный ветер забвенья.