В середине марта свой юбилей отметила жительница посёлка Клетня Мария Дмитриевна Комаровская
Поздравительные открытки из Кремля с пожеланиями крепкого здоровья почтенным юбилярам, словно путёвки в прошлое для тех, кто их передаёт старикам. Именинники всегда с особой теплотой и сердечностью встречают гостей на пороге своего дома.
Они рады открыть душу, поведать истории своих судеб, рассказать, как пережили войну, как вместе восстанавливали из руин страну, возвращая ей былое величие. Юбиляры делятся своими воспоминаниями, и перед глазами возникают картинки старой Клетни, словно чёрно-белые фотографии в пожелтевшей от времени газете.
В середине марта свой юбилей отметила жительница посёлка Мария Дмитриевна Комаровская. Поздравления для именинницы звучали от главы Клетнянского района Елены Карловой, представителей администрации и Комплексного центра соцобслуживания. Коллектив редакции также присоединяется ко всем добрым словам в адрес долгожительницы. Мира, тепла и заботы близких вам!
Пол-литра постной похлёбки один раз в день на ребёнка и литр – взрослому: самые страшные воспоминания о прошлом у Марии Дмитриевны связаны с концлагерем в Литве, в котором она провела томительные изнуряющие полтора года. Родом она из села Мужиново. Родители растили шестерых детей, трудились не покладая рук, чтобы они ни в чём не нуждались. Когда же грянула война, словно смелые сильные птицы один за другим выпорхнули из родительского гнезда три старших сына. Отец по возрасту уже не подходил под мобилизацию. Семья осталась в родном селе. Пожилые мать с отцом переживали, гадали, что будет дальше, удастся ли уберечь детей. Они ещё не знали, что беда подстерегала их буквально за воротами. Страшное слово оккупация на долгие месяцы стало для жителей Клетнянского района воплощением ада на земле. Издевательства, кровавые расправы над стариками и детьми, унижения, зверские убийства – жестокости фашистов не было предела. Поколение, на чью долю выпали те роковые годы, помнит, как озверевшие немецкие варвары поджигали деревню за деревней, уводя в рабство или расстреливая мирных жителей, для которых лесные опушки, овраги и поляны становились братской могилой. Семье маленькой Маши выпало испытание пройти все муки лагеря смерти.
Даже спустя десятилетия вспоминать события тех лет пожилой женщине тяжело и больно. Дрожащим от слёз голосом она рассказывает, что сначала нацисты погнали их в Жуковку пешком. Бежали босые, полураздетые, голодные и смертельно напуганные. На распределительном пункте часть клетнянцев отправили в один лагерь, часть — в другой. Маша попала в Рославльский, а из него в Литовский Алитус.
О зверствах, творившихся в Алитусе, в своей повести “На детстве моём войны отметина” рассказала бывшая узница лагеря, уроженка Брянской области, Ада Родина. Строчки из книги, где каждое слово пропитано болью и детскими слезами, подтверждают факты нечеловеческих условий, созданных для заключённых. Бараки, в которых жили пленники, если это вообще можно было назвать жизнью, были оплетены плотными рядами колючей проволоки. Узников содержали в антисанитарных условиях, заселяя в дырявые, неотапливаемые бараки гораздо больше человек, чем там могло уместиться. Отсутствие воды, изнуряющий голод приводили к вспышкам болезней. Также немецкие палачи устраивали массовые расстрелы. По архивным сведениям, за 14 месяцев в этом лагере погибло 60 тысяч советских людей.
Марии удалось выжить, словно сама судьба оберегала девочку. Работала она на торфяных источниках. Как удавалось ей, измождённой голодом, тонкими ослабевшими ручками переносить сотни кирпичиков в день на просушку, не теряя сознания от истощения, не понятно. Пожилая женщина с горечью вспоминает, что постоянно хотелось только есть и спать. Но надсмотрщики строго следили за пленными. Если видели, что кто-то падает без сил, избивали розгами.
«Как только жива осталась? – до сих пор удивляется собственной стойкости Мария Дмитриевна. – После освобождения начался долгий путь домой. Ехали целый месяц. И вот, наконец, родная земля, любимый Клетнянский район! Радости не было предела. От посёлка добрались и в село. А здесь ждала очередная утрата: фашисты сожгли дом. Отцу пришлось выкопать землянку. Но после испытаний лагерем смерти, нас уже ничего не могло испугать».
Однако жизнь уготовила Марии ещё одно горе. Один за другим ушли из жизни родители. За ней и братом присматривала старшая сестра. Младшие во всём старались помогать ей: работали по дому, ходили за дровами в лес.
После войны молодая женщина устроилась в колхоз. Охотно бралась за любую, даже самую тяжёлую работу. Трудилась и в полеводческой бригаде, и в колхозном детском саду. Вскоре вышла замуж. В семье появились на свет четверо детей. К огромному сожалению, двоих родители похоронили. Рано пришлось примерить на себя вдовий чёрный платок Марии. Но любимые дети не дали остаться один на один с невосполнимой утратой, забрали к себе в Клетню. Мария Дмитриевна во всём старалась помогать сыну Виктору и невестке Валентине, окружившим мать теплотой и заботой. Работала в огороде, ухаживала за домом, с особой любовью и вниманием заботилась о любимых внучках, даря им всю свою любовь и ласку, водила их в детский сад, кормила вкусными пирожками и блинчиками. Сейчас внучки уже выросли, подарив бабушке десять правнуков. Есть у юбилярши и праправнучка. Главное бабушкино желание, чтобы они жили под ясным и мирным небом.