Потрогать радугу рукой просто

Отдавать свои силы, энергию, передавать знания и подавать пример, быть воспитателем и наставником, вникать в конфликты и восстанавливать мир, пропуская истории учеников через свое сердце — сложнее работу, кажется, отыскать невозможно. Педагог школы-интерната Ольга Протченкова своей профессии верна четверть века.
Учитель высшей категории очень любит свое дело, ребятишек, которых иначе как «мои дети» не называет. Каждое утро она спешит к тем, чьи медицинские карты гораздо толще, чем у их сверстников, для того, чтобы видеть их добродушные улыбки, скромные, но такие важные ежедневные успехи, словом, чтобы менять этот не всегда справедливый к маленькому человеку мир в лучшую сторону и помогать мальчишкам и девчонкам с особенным здоровьем быть немножечко счастливее. В этом году Ольга Анатольевна стала победительницей муниципального этапа конкурса «Самый классный классный».
На часах начало десятого утра. Яркое солнце щедро залило нежную зелень ухоженного стадиона, заглянуло в каждое окно, словно вызывая ребятню на прогулку. Но в школьных коридорах тишина. До конца второго урока остается минуток десять. Восьмиклассники погружены в работу. У доски красивым почерком 14-летняя Александра выводит букву за буквой, а потом уверенно чертит схему предложения. С заданием учителя подросток справился успешно. И вот в дневнике девочки красной пастой педагог расписывается рядом с заслуженной пятеркой. На детском лице счастливая улыбка. Звенит звонок, восьмиклассники устремляются на новую спортплощадку. А в кабинет уже заглядывает следующий класс.
— Это мои девятиклассники. Одни мальчишки, знакомьтесь, — с улыбкой встречает учеников классный руководитель. По наутюженным белоснежным рубашкам парней становится понятно, что классная мама предупредила их о визите корреспондента, а значит вся школьная семья в курсе событий. «А Вы про нашу Ольгу Анатольевну в газете напишете? И фото будет?» — зондируют почву подростки, охотно рассказывая о своем классном руководителе и учителе русского языка в одном лице. «Добрая она у нас», «внимательная», «хорошая и красивая» — рисуют школьники словесный портрет своего учителя. Веселой гурьбой направляемся на улицу, чтобы сфотографироваться на школьном крыльце. По дороге педагог рассказывает про своих школяров, их характеры и таланты. За несколько лет учебы вместе эти подростки научились не только решать школьные задачи, но и тому, чего не найти в школьных учебниках: дружить, сочувствовать и радоваться друг за друга. Они стали друзьями и в этом большая заслуга классного руководителя.
Выпускникам предстоит экзамен по обувному делу. Ребятня волнуется, но классный руководитель говорит, что верит в них и ждет с хорошими отметками.
Мы расположились на лавочке, рядом с ухоженными клумбами, здесь беззаботно играют в классики малыши. Они счастливы тем, что у учителей раздобыли разноцветные мелки, теперь их игровое поле яркое.
— Что такое счастье? – вдумчиво переспрашивает моя собеседница в ответ на мой вопрос. — Наверное, для каждого ответ свой. Вот один мой ученик в прошлом месяце начал читать, — рассуждает педагог. – Это ребенок с тяжелым заболеванием, ему даже речь дается с трудом, но он большой трудяга и оптимист. Сначала он совсем не запоминал букв, не мог научиться складывать их в слоги, очень расстраивался, но продолжал свой путь, и вот настал тот день, когда слог за слогом он прочитал первое свое предложение. Счастье ли это? Безусловно! Для него, для меня, для его родителей, для одноклассников, других учителей. Шаг за шагом он достиг цели. Он был счастлив, и я с ним. Смотрела на то, как старательно он водит пальчиком по строчкам и думала, что некоторые из нас живут и ждут счастья от чего-то материального, предполагая, что оно придет с большой зарплатой, новой машиной, возможностью съездить куда-то. А ведь счастье не в будущем времени, и не в сослагательном наклонении. Оно здесь и сейчас, оно в мелочах, каждом дне или даже прожитой минуте.
Я счастлива тем, что живу рядом с нашими детками, они учатся у меня, я – у них. За годы работы видела, как родители приводят ребенка к нам, а сами убиты горем. Для некоторых переступить порог коррекционной школы – трагедия. Наши педагоги разговаривают с такими семьями, объясняют, помогают справиться с ситуацией психологически. Стараются донести мысль о том, что в этот мир никто просто так не приходит и за счастье каждого ребенка нужно бороться. И это правило не только коррекционной педагогики, это закон жизни.
Разговаривая с опытным учителем, для которого профессия – часть жизни, удивилась, как в такой маленькой и хрупкой женщине столько силы? Откуда она черпает энергию?
— Вот Вы верите в гороскопы? — вопросом на вопрос отвечает Ольга и продолжила. — Я по гороскопу Близнецы. Так вот однажды прочитала, что все люди любуются после дождя разноцветной в полнеба радугой. Но дальше всех пошли Близнецы, которые поселились на ней и живут там, потому что большие оптимисты. Конечно, это образно, но про меня! Сколько себя помню, во мне всегда жила внутренняя уверенность в том, что все будет хорошо и из любой ситуации есть выход. Это я внушаю и своим ученикам. Только если поверить в мечту, поставить перед собой цель и идти к ней, можно не только видеть радугу, но и дотянуться до нее. Елена Панкратова