Быть нужной людям — непростая работа
Ирина Григорьевна Харитонова в Клетнянском центре социального обслуживания населения трудится с 2003 года. Она ухаживает на дому за пожилыми людьми.
Чужой беды не бывает. Как часто мы слышим эту фразу. Но почему-то одним что-то мешает воспринимать ее как безоговорочную истину, и на передний план выходят собственные проблемы, кажущиеся важнее, значимее. Но есть и другие люди, которые не могут равнодушно пройти мимо чужой боли и идут навстречу тем, кому трудно, кто не может обойтись без посторонней помощи. Это социальные работники, для которых их нелегкая профессия уже стала частью жизни. Для одиноких стариков они порой самые близкие, дорогие, почти родные люди.
Ирина Григорьевна Харитонова в Клетнянском центре социального обслуживания населения трудится с 2003 года. Она ухаживает на дому за пожилыми людьми. О результатах ее работы зачастую слышно лишь тогда, когда кто-то из подопечных публично поблагодарит ее за большое доброе сердце. В официальном списке ее должностных обязанностей нет услуги под названием «Выслушать все, что наболело». Но, как говорит специалист с 15-летним стажем, без этого не обходится ни один визит. Иногда жизненные обстоятельства складываются так, что пожилым людям излить душу попросту некому, кроме соцработника.
Ирина Харитонова живет в Лутне, но ездить каждый день на работу в райцентр ей не надо: все восемь пенсионеров в возрасте от семидесяти лет, за которыми ухаживает Ирина Григорьевна, — ее односельчане. Своих подопечных она ласково называет «мои бабушки».
— Ефросинья Егоровна, Мария Ивановна, Любовь Владимировна, Надежда Петровна, Антонина Матвеевна, Тамара Яковлевна, Валентина Ивановна, Татьяна Федоровна — они у меня лучшие и одни из самых близких мне людей, — рассказывает И. Харитонова.
Не будет преувеличением сказать, что соцработник — универсальный помощник. Вот и Ирина Григорьевна, отправляясь утром к своим подопечным, не всегда знает, какую роль сегодня ей придется примерить на себя: няни, повара, парикмахера или психолога. Она говорит, что сделать покупки, помочь по хозяйству, оплатить коммуналку, это и за работу-то не считает. Куда труднее для нее, чуткого, открытого человека, видеть отчаяние в глазах стариков, для которых болезни, одиночество, осознание того, что не могут переделать все домашние дела быстро, стали болью. Ведь все эти бабушки всю жизнь работали на совесть и не привыкли сидеть, сложа руки.
Ирина давно заслужила их доверие. Пенсионерки ее любят, как дочь.
— Бывает, зимой прибегу, — с улыбкой рассказывает обаятельная женщина, — а бабушка с порога уже волнуется: не промочила ли ноги, не замерзла ли. Усадит, чаем горячим напоит. Глядишь, уже и время визита давно кончилось, а бабушка еще не все рассказала, не обо всем расспросила. Как оборвать ее на полуслове? Да и я теперь уже не знаю, кто кому больше нужен: они мне или я им. Год назад не стало моего супруга, моей опоры. Мы с Николаем 35 лет прожили, дочерей хороших воспитали, в люди вывели. На похороны все мои бабушки пришли, а ведь им очень тяжело передвигаться. Меня они поддерживают, не дают упасть духом.
Но есть в профессии Ирины то, к чему она никогда не привыкнет, что каждый раз отдается в ее сердце невыносимой болью: тяжело, когда старики уходят, когда их дома стоят, словно осиротевшие, а по осени в яблоневых садах до земли клонятся ветви с наливными яблоками, и некому их сорвать.
Выбрав для себя такую нелегкую стезю, требующую максимум милосердия, сострадания, участия, Ирина давно для себя определила, что главное заключается в том, чтобы в любую минуту помочь тем, кому в этой жизни сложнее всего. День за днем она снова и снова готова преодолевать путь по улицам родного села, чтобы помогать своим подопечным, выполнить их поручения. Жить, считает Ирина, быть может, так и надо: немного для себя и много для людей.
Елена Панкратова