Кто трудился, у того и урожай уродился

Зою Ивановну Капустину, огородника старой закалки, в деревне Павлинки, где она живет, знают все и уважают.
То, с какой любовью человек относится к земле-матушке, как умеет на ней работать и радоваться плодам своей работы, вызывает к нему уважение и восхищение.Зою Ивановну Капустину, огородника старой закалки, в деревне Павлинки, где она живет, знают все и уважают. Бывшая малолетняя узница, ветеран труда, 21 августа ей исполнилось 77 лет. Светлой души человек, труженица. Посидеть на лавочке просто так, без дела — не про нее, это вам каждый в деревне подтвердит. Вот и сейчас Зою Ивановну дома не застать — на огороде вручную копает картошку. Сама! Почему спросите сама, неужто помочь некому?! Есть. У З.И. Капустиной большая дружная семья, четверо детей, дочки хорошие, внуки, правнуки. Просто такие уж они, наши любимые бабушки.
— Какие виды на урожай? — с вопросом подхожу к полосе тянущихся за горизонт картофельных гряд. Худенькая фигура Зои Ивановны на фоне этих двадцати с лишним соток кажется еще миниатюрней.
— А кто, милая, трудился, у того урожай и уродился! — слышу в ответ, а подсыхающие на солнышке размером с ладонь и больше клубни картошки не дают усомниться, что на этом огороде работали добросовестно. Женщина с радостью показывает, какие в этом году уродили морковь, капуста и помидоры. Глядишь на такой впечатляющий урожай и думаешь: это сколько же нужно было труда вложить, чтобы растения вот так тебя отблагодарили. Тем более что все выращено из рассады. Ее она никому не доверяет сеять. Вот что значит хозяюшка.
Огород — в поле, от него до дома метров четыреста. Идем. Говорим о жизни. Зоя Ивановна сетует на то, что опустела нынче деревня. Вспоминает, как раньше было: кто-то ведрами брякнул, за водой отправившись, кто-то дрова колет да в поленницу складывает. Заслышали звук щелкающих пастушьих кнутов — верный знак, что стадо на подходе к деревне, нужно на вечернюю дойку собираться. Жить было хоть и трудно, но радостно. А теперь что? Уехала молодежь из деревни, а старики все больше в свободное время у телевизоров засиживаются.
— Это не мое, — говорит З.И. Капустина. — Я, когда невмоготу бывает, выйду на улицу, полюбуюсь цветами в палисаднике, грядку-другую тяпочкой пройду — хворь и разгоню. Дети ругают, а я не могу по-другому. А сейчас еще и вязать приспособилась. Носков перевязала сколько детям, внукам. Коврики вяжу, а вышивать перестала — глаза не те.
Слово за слово мы подошли к дому Зои Ивановны. Большими шапками встретили нас роскошные георгины в хозяйском палисаднике. День только начинался, впереди у хозяйки еще было много намеченных ею дел, да и внуки приехать обещали.
Е. Панкратова