Уравнение со многими неизвестными для директора сельской школы
Сельская маленькая школа. Сколько их таких в нашей стране?! У обучения детей в стенах таких образовательных учреждений есть ряд своих плюсов и минусов. Здесь все знают друг друга. На уроках учитель может индивидуально позаниматься с каждым учеником. Да и коллектив педагогов обычно небольшой, все поддерживают друг друга. А вот один из минусов в том, что в ней нет тех современных возможностей обучения, например, технических, какие есть в большой поселковой или городской школе. Хорошо понимая все особенности своего маленького сельского учреждения образования, педагоги Болотнянской средней делают все возможное, чтобы детям было удобно, комфортно в ней, чтобы хотелось прийти сюда и учиться.
С 2015 года коллектив возглавляет Ирина Будникова, всю свою трудовую жизнь посвятившая такой важной, нужной для всех профессии учителя. То, что станет педагогом, она точно знала уже с детства. И надо сказать, что это не было ее тайной детской мечтой. Это было видно, что называется, невооруженным глазом, всем, кто знал ее. Педагоги, одноклассники были свидетелями того, с какой настойчивостью, с каким желанием занималась Ирина с малышами в подшефном классе, где была пионервожатой. Каждую свободную минуту на перемене между уроками, во внеурочное время ее можно было найти рядом с подопечными. А уж если шла подготовка к какому-нибудь мероприятию… Я как-то побывала вместе с ней у ребят на классном часе, посвященном Дню Победы. С большим интересом слушали ученики рассказ классного руководителя, приглашенных гостей. А вот исполненное Ирой стихотворение Мусы Джалиля «Варварство» заставило всех присутствующих не только замереть, но и смахнуть нахлынувшие на глаза слезы.
Школьные годы пролетели очень быстро, пришла пора выбирать профессию. Без тени сомнений Ирина успешно сдала вступительные экзамены в Брянский педагогический институт им. ак. И.Г. Петровского на естественно-географический факультет. Лекции, семинары и коллоквиумы, рефераты, курсовые и лабораторные, осенние поездки на картошку, студенческий отряд – эта веселая и напряженная студенческая жизнь навсегда остается в памяти каждого из нас. Но вот уже госэкзамены, защита дипломной работы – время учебы позади и снова пора выбора, теперь уже во взрослой, самостоятельной жизни. По распределению Ирина приехала в Клетню и, как говорится, «прямой наводкой» в Болотнянскую среднюю школу, возглавляла которую в те годы отличный педагог, опытный руководитель Лидия Васильевна Краснобаева.
Ну что ж в Болотню, так в Болотню, решили Ира и ее муж Игорь. И как оказалось на всю жизнь. В этой небольшой лесной деревне они не только прижились, но и проросли корнями. Здесь родились их трое детей. Сейчас они уже совсем взрослые: два сына обзавелись своими семьями, один живет в Брянске, другой – в Калининграде, младшая Виктория сегодня студентка.
А Ирина Вячеславовна, учитель высшей квалификационной категории, по-прежнему преподает географию и биологию в своей ставшей такой родной школе. Правда, с 2015 года она уже ее директор. Профессионализм, энергичность, целеустремлённость всегда отличали этого педагога с большой буквы. И это не пустые слова – И. В. Будникова одной из первых в педагогическом сообществе нашего района стала обладателем президентского гранта, которого была удостоена в рамках нацпроекта «Образование». То, что она преподает в небольшой сельской школе, нисколько не смутило ее: знаний для подготовки проекта, опыта, умения представить свою работу так, чтобы быть отмеченной на самом высоком уровне, ей хватило с лихвой. В ее копилке немало и других наград разного достоинства.
Сегодня Болотнянская средняя — малокомплектная школа с 24 школьниками. Здесь есть компьютерный класс, выход в Интернет, кабинеты начальных классов, географии и химии также оснащены компьютерами, мультимедийными проекторами и мультимедийной доской, есть компьютер и ноутбук и в учительской. И хотя коллектив небольшой, всего 11 человек, но профессиональный, сработанный, сплочённый, коллеги в любом деле всегда находят поддержку друг в друге. Часть педагогов имеют первую квалификационную категорию, а директор и ее заместитель – высшую.
Говорят, что в маленькой сельской школе намного проще работать, но это только не для директора. Ни на минуту из головы, говорит Ирина Вячеславовна, не выходят проблемы: как сделать так, чтобы старое здание школы, сданное в эксплуатацию еще в 1968 году, правда, несколько раз ремонтированное, было комфортным для учеников и педагогов, как провести простой косметический ремонт, когда так не хватает крепких мужских рук, ведь в коллективе почти одни женщины, все ли в порядке в школьной столовой, чем накормить учеников, как сделать уроки для детей более интересными, да мало ли еще что… Вот и приходится постоянно решать школьное уравнение, чтобы и в хозяйственных вопросах был порядок, и учебный процесс шел в положенном ритме, без сбоев и накладок.
Ко всем профессиональным проблемам добавляются и семейные заботы, приличное хозяйство, большой огород. Кто же еще, как не родители, бабушка и дедушка, уверена И.В. Будникова, порадуют своих детей и маленьких внучат домашним молоком, творогом, сметаной. А это большой труд, но без него уже не мыслят свою жизнь жители нашей сельской глубинки. Уважаемая Ирина Вячеславовна, здоровья Вам и Вашей семье, успехов всему коллективу Болотнянской средней школы.
Любовь Николаева